Ситуация на топливном рынке России: Зафиксирован новый исторический рекорд биржевой цены на бензин
Российские производители автобензина марок А-92 и Аи-95 оказались не готовы к быстро вернувшемуся спросу на продукт на внутреннем рынке, и возникший дефицит загнал оптовые цены на исторический максимум.
Уверенный рост оптовых цен на высокооктановый бензин развивается второй месяц: нефтепереработчики, по мнению источников в отрасли, переусердствовали, «подсушивая» рынок для восстановления цен, рухнувших в марте-апреле после двукратного сокращения реализации на АЗС в условиях повсеместного карантина.
Чтобы помочь отечественным переработчикам вернуть цены на приемлемый уровень, государство снизило норматив обязательных продаж на бирже и запретило импорт бензина.
В результате, 17 июня, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость тонны бензина марки Аи-95 выросла до 56 751 рублей, что стало новым историческим рекордом, а вчера, 18 июня тонна Аи-95 подорожала еще почти на 1%, до 57 314 рублей.
Предыдущий рекорд 56 690 рублей за тонну был установлен в конце мая 2018 года.
Вчера, 18 июня, Минэнерго заявило, что, несмотря на текущий рост цен в оптовом сегменте, «риск роста розничных цен темпами, превышающими уровень инфляции, отсутствует».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку причин рекордного роста биржевых цен на бензин марки Аи-95.
«В связи с появившимися сообщениями в СМИ о росте биржевых цен на АИ-95, мы начали соответствующие проверки, сделали запросы на биржу — заявил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
В целях недопущения необоснованных колебаний цен, последствий искусственного ажиотажного спроса на нефтепродукты, а также стабилизации текущей ситуации ФАС России в режиме постоянного контроля принимает ряд мер. На заседаниях Биржевого комитета до нефтяных компаний доводится информация о необходимости принятия кардинальных действий по надлежащему топливообеспечению внутреннего рынка, регулярной и равномерной реализации нефтепродуктов на биржевых торгах (путем стабилизации производства до уровня прошлого года).
В тоже время в Минэнерго скачок биржевых цен на Аи-95 назвали нормальной рыночной реакцией на восстановление отраслей экономики в связи с постепенным снятием ограничений, введенных для борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19.
Кроме того, в Минэнерго напомнили и об обычном для летнего сезона повышении цен на нефтепродукты, отметив при этом, что розничные цены на бензин с начала года выросли всего лишь на 0,4%, что гораздо ниже накопленной за это время инфляции (2,5%).
«Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения с учетом экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины), а также действующей налоговой политики (акцизы, НДС) Поэтому оптовые (биржевые) цены в рыночной экономике подвержены волатильности. Так, после резкого падения оптовых цен на автомобильный бензин (вслед за нетбэком) в марте-апреле 2020 года (с 47,5 тыс. руб./т на начало марта до 39,4 тыс. руб./т к концу апреля), в мае наметился рост, обусловленный восстановлением спроса ввиду снятия карантинных мер», — заявили в Минэнерго России.
По данным Росстата, с 9 по 15 июня розничные цены на бензин по всей России выросли в среднем на 0,2%, с начала июня — на 0,3%, с начала года — на 0,5%. Рост цен на бензин на минувшей неделе был зафиксирован в столицах 62 регионов России, наибольший рост зафиксирован в Кызыле, на 2,1%.
«Никто просто не ожидал, такого быстрого нарастания потребления», — сообщил источник в крупной российской нефтяной компании.
Из-за весеннего падения цен производство нефтепродуктов было невыгодным, и компании стали сокращать производство: в апреле и в мае выбывающие мощности по производству компонентов высокооктанового бензина на НПЗ РФ в среднем вдвое превышали соответствующие показатели 2019 года, следует из анализа графика ремонтов на НПЗ РФ ЦДУ ТЭК.
В июне простои резко уменьшились и сравнялись с уровнем июня прошлого года. С прошлой недели заводы существенно увеличили производство и поставки бензина на внутренний рынок, однако дополнительные объемы не могут моментально добраться до колонки АЗС, и волну пробудившегося спроса встречают опустевшие нефтебазы.
Из-за кризиса продаж розница пришла к началу лета без привычных запасов бензина. Падение оптовых цен, отсутствие спроса, переизбыток предложения в марте и апреле настроило многих владельцев нефтебаз и сетей АЗС не спешить с покупками.
«Избавлялись все от остатков, которые зашли по высокой цене. Вместо того, чтобы копить, сидели, выжидая хороших цен. Мы в это время брали кредит и заливали все, что можно», — рассказал владелец крупной частной нефтебазы.
Кроме того, когда в конце апреля цены развернулись, покупатели бросились на биржу, но производители резко ограничили предложение, добиваясь восстановления цен до приемлемого для них уровня.
«Задача была вывести на ориентир нетбэк плюс демпфер», — объяснил источник в нефтяной компании. По его словам, сегодня цены на бензин уже выше «заветной» суммы примерно на 4 —7 тысяч рублей за тонну.
Уже есть сети АЗС, прекратившие реализацию Аи-95 из-за его отсутствия и невозможности оперативно приобрести и доставить это топливо, другие заправки балансируют на грани остановки реализации, говорят трейдеры.
«Мы еще торгуем, но на пределе. Распределяем каждый куб(ометр), «с колёс» работаем. Запасы подъели практически. Сбыты (ВИНК) отпуск нам урезали в несколько раз и только ценники каждый день переписывают на тысячу вверх», — рассказал совладелец крупной сети АЗС в Иркутской области.
Как отмечают операторы, оптовые цены после мощного роста уже сравнялись с ценами розничной реализации.
«АЗС дальше не могут работать в таких условиях», — заявил РБК президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
«На заправке бензин сейчас — это биржа плюс доставка или меньше. Торгуем в убыток где-то 5 рублей на литре. И мы же еще гоняемся за бензином, чтобы реализацию не останавливать», — рассказал управляющий сетью АЗС в Сибири.
По словам владельца сети АЗС и крупной нефтебазы в Центральном ФО, сбытовые предприятия нефтяных компаний сами испытывают трудности.
«У меня ВИНК просит сейчас объемы для своей «сетки». Перебои со снабжением — тоже не готовы оказались к волне спроса. Я им отпускал еще на прошлой неделе, а теперь все — только себе. Я на бирже теперь не покупаю. По таким ценам – это сумасшествие. Надо осмотреться пока» — рассказал источник.
Источник:
РБК, Reuters